Георгий Нэлепп – звезда советской оперной сцены, один из немногих отечественных драматических теноров мирового уровня. Мало кто мог предполагать, что выходец из крестьянской семьи, у которого было голодное детство, в юности работавший батраком и воевавший на полях Гражданской войны, станет интеллектуалом, поражавшим современников обширными знаниями в разных областях искусства и науки, великолепным вокалистом с недюжинным актерским талантом. А еще Нэллеп, по воспоминаниям коллег, мог играть целую ночь в карты в прокуренном помещении, а затем прекрасно спеть утренний спектакль в Кировском театре… Георгий Михайлович Нэлепп родился в селе Бобруйки (сейчас Черниговская область Украины) в 1904-м году. После полного лишений детства и бурной юности молодого человека направляют в Ленинград в топографическое училище, которое он закончил в 1926-м году. Казалось бы, впереди – карьера военного. При этом всем были хорошо заметны музыкальные способности молодого картографа. Он не только сам неплохо научился играть на скрипке и гармонике, но и хорошо пел, участвуя в самодеятельности. Молодой человек поступает в Ленинградскую консерваторию и заканчивает ее в 1930-м году. С 1929 по 1944 год Нэлепп — солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, а с 1944 по 1957 — Большого театра в Москве. Репертуар певца насчитывал более пятидесяти партий. Георгий Нэлепп – один из двух (вместе с Атлантовым) лучших Германов советской оперной сцены. Его голос и манера исполнения как нельзя лучше подходили для создания образа мятущегося и одержимого игрока. Также одной из любимейших партий артиста, которую он исполнял очень часто, была партия Садко. Будучи человеком «из народа», много повидавший уже в молодом возрасте, Нэлепп с успехом пел в новых советских операх, призванных показывать жизнь молодого советского государтсва, подвиги героев революции. Например, в опере Чишко «Броненосец Потемкин». Конечно, идеологическая зашоренность сюжета некоторых из них сейчас может вызвать усмешку, да и в музыкальном плане многие такие «шедевры» не выдержали проверку временем. Тем не менее, эти оперы можно послушать из-за блестящего состава исполнителей, к которым, безусловно, относился и Георгий Нэлепп. Нэлепп являлся образцом перфекциониста, артиста-трудоголика. Он любил репетировать, работать над образом, уделял внимание мельчайшим деталям, каждому жесту и взгляду. Простой в общении и в быту, певец не пользовался льготами, полагавшимся артисту такого ранга в СССР. Был страстным рыбаком, а еще увлекался… вышивкой! Занятие нетипичное не только для военного в прошлом, а и вообще для мужчины. Еще интересен тот факт, что Нэлепп почти не пел в концертах. Он полагал, что место оперного певца только в оперном театре. Именно на сцене он может раскрыть образ, воплотить заложенную композитором и либреттистом идею. Ария вне контекста спектакля теряет смысл. Утверждение спорное, но не беспочвенное. В возрасте 53-х лет Георгий Нэлепп перенес инфаркт. Несколько оправившись, он вышел на сцену Большого театра в партии Собинина. Спел хорошо, но после спектакля снова попал в больницу. Вскоре артиста не стало. Текст: Дмитрий Николаев